On-line: гостей 0. Всего: 0 [подробнее..]
Уважаемые посетители ! Мы перезжаем на новый сервер по адресу : http://ty154.ru/forum.Все сведения в течении недели будут перенесены на новый сервер.Добро пожаловать

АвторСообщение



Сообщение: 69
Зарегистрирован: 22.03.09
Откуда: Россия, Омск
Репутация: 0
ссылка на сообщение  Отправлено: 17.11.09 06:54. Заголовок: самовар


Вначале самовары изготавливались из красной (чистой) и зелёной меди, мельхиора, а позже стали использовать более дешёвые сплавы типа латуни. Известны самовары из золота и серебра. Формы же самоваров весьма разнообразны. В одной только Туле их насчитывалось около 150 видов. К изготовлению самоваров привлекались известные художники и скульпторы.

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Ответов - 1 [только новые]


moderator


Сообщение: 40
Зарегистрирован: 22.03.09
Репутация: 0
ссылка на сообщение  Отправлено: 17.11.09 07:02. Заголовок: самовар


Самовар - водогрейный для чаю сосуд, большей частью медный с трубою и жаровнею внутри" - такое определение мы встречаем уже в 1860-е годы в Толковом словаре русского языка В. И. Даля.

В словаре указано функциональное предназначение самовара - нагревать воду, но для русского быта и всего уклада жизни самовар значил гораздо больше, чем просто водонагревательный прибор. Самовар был для русского человека своеобразным символом семейного очага, уюта, дружеского общения. На протяжении XIX и XX веков самовар стал характерным символом русского быта, центральным предметом чаепития, которое уже в XIX веке в России стало рассматриваться как часть национальной культурной традиции.

Сегодня трудно сказать, когда и где изобрели первый самовар. В архивах зарегистрирован тот факт, что среди ассортимента уральской медной посуды уже в начале 1730-х годов часто упоминаются "казаны с трубами", "кубы винокуренные с трубами", "кубы винные с колпаками и трубами"", которые широко применялись в монастырских и помещичьих хозяйствах.

Прообразом самовара стал медный чайник с трубой и решеткой, в котором уличные торговцы готовили русский национальный напиток сбитень, готовившийся из меда, трав и сушеных ягод. Созвучно напитку это устройство получило название "сбитенник".

Благодаря своей конструкции сбитенник оказался чрезвычайно эффективной, удобной и экономичной машиной для кипячения воды, что стимулировало его внедрение в домашний обиход всех слоев Российского общества.

В 1760-е годы производство медной посуды и самоваров было уже налажено на крупных мануфактурах Урала и Москвы. Наряду с самоварами-чайниками делали и самовары-кухни в виде глубоких чаш на ножках с трубой в центре, отличительным признаком которых были внутренние перегородки, позволявшие не только кипятить воду, но и готовить различную пищу. Иногда отделение, предназначенное для кипячения воды, имело кран. Сваренные кушанья доставали из "кухни" особыми черпачками. Сверху самовар-кухня закрывалась общей крышкой, но часто каждое отделение имело, кроме того, еще отдельную крышку. Самовары-кухни использовались не только дома, их брали в дорогу, при выездах за город и в лесу или в поле варили в них обед и кипятили воду для чаепития.

Первая известная фабрика самовара была основана в Туле Назаром Лисицыным в 1778.

Город оружейных мастеров прославился по всему миру как центр производства самоваров благодаря богатым рудным запасам, чрезвычайно искусным мастерам, которые обрабатывали металлы в районе Тулы, неподалеку от Москвы.

Как оказалось, производство самоваров стало прибыльным. Мастера быстро стали заводчиками, мастерские - фабричными цехами. В 1826 в Туле было восемь самоварных фабрик, в 1896 - семьдесят.

Даже в конце XIX в., когда основное производство самоваров было сконцентрировано на паровых самоварных фабриках в Туле, и большинство производственных процессов были механизированы, цена обычного простого самовара составляла около 5 рублей, что было равно месячному жалованью высококвалифицированного рабочего, за те же деньги можно было приобрести корову.

К концу XVIII века самовар уже имел все отличительные черты и те конструктивно-функциональные особенности, необходимые для нагревания воды, которые привычны нам и сейчас, что и позволяет считать самовар изделием сугубо национальным. Это и наличие трубы-жаровни в виде кувшина, впаянного в корпус самовара, поддувала, поддона, крана, ручек с держателями, конфорки, крышки, колпачка-заглушки.



Рис. Схема устройства самовара

Чаще всего самовары производились в небольших мастерских, в которых работало всего несколько мастеров, каждый из которых выполнял одну операцию. Изготовление самоваров требовало хороших навыков и опыта обработки металлов, а умение изготовить красивый и качественный самовар - показателем мастерства. Для этого на крышке самовара штихелем наносилось имя, фамилия мастера и город, в котором находилась мастерская.

В начале XIX столетия спрос на самовары был уже столь велик, что, помимо ранее существовавших центров - Урала, Тулы, Москвы, - возникли новые фабрики и мастерские в других городах. Изготовлением самоваров занимались и мастерские по производству золотых и серебряных изделий. Для этого периода характерно не только удивительное разнообразие форм, но и известная дифференциация самоваров по их назначению. Помимо обычных самоваров, делались самовары-кофейники, дорожные самовары, так называемые бульотки, предназначенные для сохранения определенной температуры воды.

Менялась мода, с модой менялись формы самоваров, элементы их декора, что позволяет довольно точно определять время изготовления самовара.

В конце XIX века ни одна русская выставка за рубежом не обходилась тогда без самоваров: авторы обзоров всемирных художественно-промышленных выставок всегда упоминают о продукции самоварных фабрик. Фабрика, получавшая медали на международных выставках, обычно, наносила на крышку, иногда на корпус самовара изображения медалей с указанием года получения и достоинства медали. На самоварах известных фабрик, таких, как паровая фабрика наследников В.С. Баташова, фабрики Б.Г.Тейле в Туле красовалось до десятка медалей. Фабрики, получившие статус поставщика Российского императорского двора, либо королевских дворов Европы имели право клеймить свои самовары гербом соответствующего двора. Самое большое число фабрик было в Туле, ставшей признанным центром самоварного производства.














С возросшей техникой и различными усовершенствованиями самоварного производства во второй половине XIX века падает его художественный уровень. Формы и декор самоваров приобретают явно выраженный стандартный характер. К сожалению, именно с этими поздними образцами связано распространенное представление о русском самоваре.

Принято считать, что самовар бытовал во всех слоях русского общества - от царского двора до избы крестьянина. В домах заводили по два самовара: один - на каждый день. другой - для праздников и гостей. Красно-медные и золотисто-желтые латунные самовары начищались до блеска. Для чистки самоваров использовалась зола, глина, что приводило к износу стенок самовара. От регулярных чисток стирались надписи производителя, клейма самоварных фабрик, что объясняет отсутствие данных о производителе на многих старых самоварах. Традиция регулярных чисток самоваров особенно отразилась на медных самоварах - мягкий металл довольно быстро протирался насквозь, после чего старый самовар сдавался на переработку и покупался новый. Поэтому красные, то есть медные самовары встречаются реже, чем розовато-оранжевые (томпаковые) и золотисто-желтые (латунные). Подавляющее количество старинных самоваров сделаны из более износостойкой латуни, тампака, реже из мельхиора.

Для того чтобы медный или латунный самовар защитить от окисления, его лудили внутри - покрывали тонким слоем олова. Самовары из латуни и томпака часто патинировали, и тогда они принимали красивый зеленоватый или коричневый оттенок. Во второй половине XIX века латунные самовары и другие металлические предметы очень часто никелировали.

Для нагрева самоваров чаще всего использовали древесный уголь, сухие ветки, лучину.
Брошенная в топку в момент закипания воды сосновая шишка создавала в доме неповторимый аромат, который призывал домочадцев бросить дела и насладиться чаепитием.

С наступлением промышленного прогресса в конце XIX века производители начали экспериментировать с конструкцией самоваров и применять альтернативные источники нагрева - керосин, денатурат. Несмотря на кажущееся удобство и простоту, такие самовары не получили широкого применения.

Кроме повседневных и праздничных самоваров, производившихся массово, существовало штучное производство так называемых салонных самоваров, которые изготавливались по индивидуальным эскизам, в единственном экземпляре, либо малыми сериями. Такие самовары делались как из серебра, так и из меди либо мельхиора, серебрили ртутным или гальваническим способом, либо покрывали сверху тонким листом серебра (плакирование). Они богато декорировались и использовались больше в качестве украшения интерьера, чем для приготовления чая. Изготовлением салонных самоваров преимущественно занимались в Москве фабрики К.Я.Пеца, А.Х. Матиссена, В Петербурге Ф.Н. Дубинина, в Варшаве Плевкевича, Фраже.

Самовар часто становился спутником в долгом путешествии. Дорожные самовары узнаются по необычной форме. Для более удобной транспортировки они часто решались в виде ящичка, сундучка или прямоугольной коробки со срезанными углами. Реже они имели цилиндрическую или овальную форму. Специфика конструкции этих самоваров выражалась также в креплении ножек-опор и трактовке ручек. Ножки всегда были съемными. Они укреплялись в специальных пазах или просто привинчивались шурупами.

Процесс создания самовара состоял из целого ряда операций, в которых были заняты мастера разных специальностей - от наводильщика и литейщика до столяра. Если самоварщик работал в своей маленькой мастерской даже один и выпускал продукцию под своим именем, то некоторые детали (как, например, краны, ручки, "круги") он покупал оптом в готовом виде или заказывал другому специалисту. Даже на образцах первой половины XIX века на одной и той же вещи иногда оказываются два клейма с инициалами разных мастеров, например на вертке крана и на крышке. Это подтверждает, что корпус делался одним мастером, а кран отливался другим. На кранах самоваров XIX века мы часто встречаем выбитые номера: 0, 1, 2 и т. д., обозначающие их размер. Можно заметить, что некоторые образцы XIX века сделаны из разных материалов. Например, корпус самовара выполнен из красной меди, а кран - из латуни. Разнородные материалы, если они специально не обыгрываются декоративно, могут стать и признаком позднейшей реставрации или переделки. Так, довольно часто, сбитенники переделывали на самовары, заменяя носик чайника на самоварный кран.

В создании любого самовара главная роль принадлежала наводильщику - мастеру, который выковывал (наводил) "вазу" самовара. Для ковки самовара они пользовались железными наковальнями - "кобылинами". В зависимости от назначения наковальни затачивался ее конец - конусом, шаром и т. п. Если же наводильщик делал сложную форму с выпуклостями или гранями, он имел дополнительные кобылины. Корпус самовара при самой простой форме наводился в двенадцать приемов. Первая операция заключалась в том, чтобы ударами молотка закрепить зубцы соединительного шва цилиндра. Затем заготовку несли в кузницу, где в горне запаивали шов. И постепенно цилиндр превращался то в вазу, то в шар или приобретал форму граненой рюмки.

Наибольшую известность получили самоварные фабрики Баташевых. Относительно недорогие, хорошего качества самовары, клейменные фамилией Баташевых, охотно раскупались по всей России. Самыми знаменитыми были фабрика Ивана Григорьевича Баташева, основанная в 1825 году и впоследствии перешедшая к его сыну Николаю Ивановичу (проданная в дальнейшем Тейле); фабрика, основанная в 1840 году Василием Степановичем Баташевым, существовавшая потом под фирмой "Наследники В. С. Баташева", и третья, открытая в 1840-1850-х годах Александром Степановичем Баташевым, переданная затем братьям Алексею и Ивану Степановичам Баташевым. Известно также несколько "поддельных" фабрик лже-Баташевых, клеймивших свои изделия маркой "Восприемники или наследники Баташева".

После революции 1917 года все самоварные фабрики в России были национализированы, перепрофилированы на производство военной продукции, производство самоваров стало ущербным, самовары потеряли в художественном оформлении и разнообразии. С 50-х годов производство угольных самоваров начинает уступать место самоварам электрическим, которые стали выполнять, в основном, лишь декоративную функцию.

Эта группа самоваров является основой частной коллекции. За 8 лет было приобретено и отреставрировано около 120 самоваров, среди которых есть образцы очень интересные как в художественном, так и в историческом отношении. В коллекции собраны самовары XVIII - XX веков, разнообразные по формам и материалам.






Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Ответ:
1 2 3 4 5 6 7 8 9
большой шрифт малый шрифт надстрочный подстрочный заголовок большой заголовок видео с youtube.com картинка из интернета картинка с компьютера ссылка файл с компьютера русская клавиатура транслитератор  цитата  кавычки моноширинный шрифт моноширинный шрифт горизонтальная линия отступ точка LI бегущая строка оффтопик свернутый текст

показывать это сообщение только модераторам
не делать ссылки активными
Имя, пароль:      зарегистрироваться    
Тему читают:
- участник сейчас на форуме
- участник вне форума
Все даты в формате GMT  3 час. Хитов сегодня: 1
Права: смайлы да, картинки да, шрифты да, голосования нет
аватары да, автозамена ссылок вкл, премодерация откл, правка нет